Выставка «Нефть в квадрате» открывается в замечательной Уфе — прекрасном городе, о котором много слыхал, и мечтаю рано или поздно там побывать. Данный показ сам по себе является результатом довольно кропотливой объемной работы, выпестовавший рукотворный организм, плод чаяний и надежд, несущий множество значений и смыслов. Не обязательно смыслов очевидных. Даже хорошо когда есть некоторая загадка. А выставка это всегда замечательно! Выставка – это мир! поле интеллектуального пространства, где важна деликатность, настойчивость и разные умения. На первый взгляд художественная продукция и основа горюче смазочных материалов никак между собой не связаны – вязкий минерал и разнообразные продукты творчества, кто во что горазд. Но есть важное Но! Вольно невольно поминая Квадрат мы практически автоматом вспоминаем имя человека из плоти и крови когда то, превратившегося на данный момент в легенду, миф. Именно он догадался нарисовать геометрическую фигуру – черный квадрат на белом фоне. Белый большой, черный поменьше. Такая ясная сама по себе очевидность, вызывающая до сих пор не только восторженное восхищение. Что это? Противостояние тьмы и света? добра и зла?! Мы видим маленькое заслоняет, побеждает большое или наоборот? Как бы маленькое не хорохорилось большое его поглотит и с удовольствием, оставив лишь тень очертание – белый квадрат на белом фоне из Нью Йорка, возможно, именно о том. О концепции Малевича можно говорить и спорить, не всегда продуктивно, но бесконечно. В поисках ответов любознательных любителей искусства я в свое время ездил в командировку от журнала «Юный художник» в туркменский город Небит Даг. Где жила и работала геологом дочь Малевича Уна Казимировна. И похоронена она там, среди зыбких всепроникающих песков и нефтяных разработок. А нефть это важное подспорье для художников в качестве сырья, из нефти получают не только бензин, битум и асфальт. Нефть важная основа химической промышленности. Но, как и нефть картина Малевича несмотря на очевидную элементарность и кажущийся внешний покой, является просто гигантским энергетическим источником подпитывающим многие поколения людей, профессионалов и любителей, это вероятно, самая знаменитая картина в мире. Картина — предлог не прекращающихся интерпретаций. Я вообще то сравнил бы Черный квадрат с женщиной. Позволил бы себе. В качестве дискуссии. И так оно и есть, но это тема для другого подробного разговора. Во всяком случае, имеет место быть — Явное и Тайное, очевидное и трудно объяснимое. Лишь немного углубляясь в тему, могу напомнить, что Малевич нарисовал свою знаменитую картину в Кунцеве, неподалеку от знаменитой священной дубравы славян вятичей, там он близко сошелся с поэтом Владимиром Маяковским. Они вместе работали над постановками футуристического театра в 1913 году. А футуризм это про будущее. Которое надобно приближать и строить своими руками сегодня, применяя таланты и способности, задор и уверенность в своей правоте. И они с нами! Потому, что мы не можем без них. Названные мною имена выдающийся пример созидателей творцов, оставившим потомкам толику своего тепла, неиссякаемый источник энергии, греющего, возбуждающего, насыщающего. Глупость сгорает, а мы движемся вперед. Мы несемся ввысь, в необозримые просторы, храня благодарность океанам вечным.
Александр Шумов
Член Ассоциации Искусствоведов (АИС),
художник, фотограф, мечтатель
Москва-Цюрих