По факту система электротранспорта у нас уже давно «скорее мертва, чем жива», просто системе, которая находилась в глубокой прострации от накопившихся долгов периодический красили губы и толкали её палками из окон городской администрации, создавая вид, что она сама шевелится. Иногда её даже немного подкармливали, чисто для того, чтобы «соседи» не заругали, что «дети» свою парализованную бабушку голодом уморили.
А потом этой бабушке наняли новую сиделку, в лице конкурсного управляющего Данила Рыбалко. Если честно, то ко всему этому я относился настолько скептический, что даже готов был поспорить на бутылку коньяка на то, что скоро хоронить электротранспорт будут в закрытом гробу, что бы люди не видели до какого состояния его довели и могли просто с ним, спокойно проститься поплакав под пламенную прощальную речь администрации города.
И меня изрядно удивили те движения, которые начались в МУЭТе с приходом туда Данила. На тот момент я с ним еще не общался лично и поэтому продолжал ко всему относится более чем скептический. А потом мы сели и очень долго разговаривали. И меня очень сильно удивил его довольно неординарный в хорошем смысле подход к вопросу. И да, я поверил, что основной задачей для него было спасение МУЭТа. Я не исключаю, что возможно у него были, какие-то и свои цели, но, если они были, они были где-то там, после и в случае спасения МУЭТа, тем более, что воровать там к его приходу, особо было уже нечего.
Дальше за всем происходящим я уже наблюдал с нескрываемым интересом. Данил не просто развил кипучую деятельность, он смог вернуть в МУЭТ все то, что было раздроблено до него, он бесконечно судился с администрацией, ФНС кто тем или иным способом подталкивал электротранспорт к краю обрыва, в конце концов он провел полный аудит деятельности предприятия за несколько лет и выяснил, что за время его деятельности город недоплатил МУЭТу существенно больше миллиарда рублей из того, что по закону был заплатить должен. А теперь внимание, вопрос спасения МУЭТа из лап кредиторов на сегодняшний день выражается в сумме существенно меньшей.
То есть, если город сегодня выполнит свои обязательства перед МУЭТом, то вопрос его спасения можно считать практический решенным и можно даже начинать разговаривать о его развитии. Но, существовала одна большая проблема, региональной власти на МУЭТ было плевать, а городская власть, особенно после трагического ухода Ульфата Мустафина больше напоминала деревенский вокзал, через который постоянно бегали туда-сюда люди, суетились, искали свои чемоданы и постоянно дергающий их с поиском решений конкурсный управляющий только раздражал.
В итоге, когда чиновники расселись по своим креслам и дери их кабинетов, перестали постоянно хлопать, как незапертая дверь в деревенском сортире на ветру, они попытались вникнуть в проблему и тут выяснилось, что в этом ни фига, никто и ничего не понимает. Повертев листок с непонятным для них текстом туда-сюда и даже понюхав его, к ним пришла гениальная, по их мнению, мысль, а давайте мы для своего спокойствия просто уберем Рыбалко. Да мы гении! — подумали чиновники, переглянувшись, после того, как эта мысль пришла ко всем одновременно. Ведь если его убрать, то некому будет рассказывать про реально положение дел, проблема отодвинется на второй план, а там глядишь «или ишак, или падишах», а если сдохнет первым ишак, то все на Рыбалко и свалим.
Но тут возникла серьезная проблема, Рыбалко назначен судом в качестве конкурсного управляющего, то есть, уволить его как бы нельзя. Как итог, как говорится, раз поперли гениальные мысли этим нужно пользоваться и было принято решение перевести весь персонал и передать технику которая составляла конкурсную массу на другое предприятие МУП УИТ (Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа), а Данила оставить один на один с кредиторами и пусть он сам как хочет с ними разбирается. Только видно «гениальные» решения своими посещениями так измотали чиновников, что они как-то не подумали, что в результате этого «гениального» хода конем автоматический всплывает целый ворох головных болей, при этом сразу много и очень серьезных.
Ну начнем с того, что новое предприятие выпустить технику на линию, допустим в понедельник, то МУП УИТ автоматом ловит целый чемодан серьезных проблем, вот просто на вскидку, если вопросы лицензирования перевозок пассажиров на сегодняшний день электротранспортом до конца не урегулированы, то 220-ФЗ не делает исключения для троллейбусных и автобусных маршрутов и все они обязаны иметь и свидетельства на осуществления перевозок и карты маршрутов и если они работают, что подразумевается по умолчанию, по маршрутам с регулируемым тарифом, то для их получения необходима предусмотренная 44-ФЗ обязательная процедура.
Без всего этого, новоиспеченный из сервисной компании перевозчик со всего маха налетает на Статью 11.33 КоАП РФ, а точнее на её 4-ю часть с перспективой штрафа на юридических лиц до — 300 тысяч. Нет конечно, ну что такое для гусар 300 тысяч, так, на шампанское больше в куражный день уходит. Но на данный момент рассматривается перспектива введения ст.4.1 которая подразумевает при повторном нарушении «конфискацию транспортных средств». Что касается «кто-ж его посадит, он же памятник», то не все так просто, для начала это фокусу на уровне муниципалитета и не факт, что в правительстве республики понимают, что происходит, а во-вторых, ну не сложилось с контролирующими органами нормальные отношения ни у республиканских властей, ни у городских. У них то Башавтотрансовские автобусы на штрафстоянку поставят, то УФАС их начинает грызть так, что сопли летят во все стороны. И учитывая повышенный контроль к общественному транспорту со стороны федерального центра попасть можно в очень неприятную ситуацию.
Я уже не говорю, что в этот реальный бардак не полезет ни один вменяемый инвестор. И это только цветочки, для того что бы перечислить все последствия этого «гениального» решения нужно несколько часов печатать быстрым темпом. Хотя, я думаю данная перспектива не особо грозит МУП УИТ, просто потому что в итоге сейчас тщательно перемешав наперстки, вывести на линию технику они просто не смогут. Так как назначенный сегодня туда новый лояльный городу руководитель пока официально не утвержден и по факту не имеет ни каких полномочий и все люди, и техника, которую тем или иным способом туда переоформили сейчас висит в пустоте, у него нет зама, нет никого. Вот реально там нет даже человека имеющего права подписи, чтобы тупо оплатить для техники страховку, купить запчасть или просто подписать любой приказ и распоряжение.
А кто же этот новый руководитель? Это бывший начальник службы эксплуатации МУЭТ — Радик Зарипов. По отзывам людей с ним работавших, не плохой технарь и возможно даже человек, но… электротранспорту сегодня для спасения нужен не технарь, ему нужен стратег, политик, управленец и лучше даже их целая команда, которые смогли бы повернуть реку вспять. Ушла ли эпоха Рыбалко или еще есть шанс? Не знаю. Если судить по последним событиям и «гениальным» решениям, боюсь, что — да. Что будет дальше? Ну учитывая то состояние, в котором находится вся система, включая технику, и кучу проблем которые они сами себе сейчас создали этой игрой в наперстки на ровном месте, думаю, что шансы на её выживание равны нолю. В любом случае, ждать осталось не долго, ящик Пандоры уже открыт.
А вообще фееричная транспортная реформа получается, Радий Фаритович, у Вас завтра по городу не ПАЗики нелегальные, у Вас троллейбусы и трамваи нелегальные ездить будут, это вообще очень сложно сделать, но в Уфе смогли, и это еще один повод для гордости!..)))