За прошедшие 2 дня мы стали свидетелями двух инцидентов в Уфе с участием велосипедистов. В первом случае велосипедист наехал на маму с ребенком. А во втором на ребенка на велосипеде наехал Nissan X-Trail. Второй случай, закончился трагедией. Ребенок погиб.
Оставим выяснения степени вины участников компетентным органам. Мне же хотелось поговорить о том можно ли было этих аварий и жертв избежать совсем?
Во многих странах действует программа Vision Zero. Ее основной тезис заключается в том, что людям свойственно совершать ошибки. Поэтому аварии надо предотвращать еще на этапе строительства дорог.
Объясняю на примере. На улицах Швеции устанавливаются искусственные заужения проезжей части, чтобы автомобилист просто технически не мог совершить ошибку, разогнаться и причинить кому-то вред.
Вернемся к нашим трагедиям. Что же могло бы уберечь людей?
Ответ напрашивается сам собой — разделить участников дорожного движения во времени и пространстве.
Захотел бы велосипедист рисковать столкновением с мамой, если бы рядом была хорошая велодорога? — Вряд ли.
Могла ли леди на внедорожнике заметить приближающегося велосипедиста, если бы в этом месте была велодорога, островок безопасности, предупреждающие знаки и иное покрытие как на фото к этой публикации? — Вероятно.
Велосипед — самый демократичный и доступный транспорт. В этом его преимущество (помимо экологичности и пользы для здоровья). Велосипедом могут пользоваться дети, пожилые, люди с плохим зрением, люди с головокружением, иностранцы — все. Потому что велосипед, в отличии от Nissan X-Trail, вряд ли может причинить кому-то серьезный вред. Поэтому именно инфраструктура должна стать главной защитой велосипедистов на дороге, а не утопические «велоправа», которых нет нигде в мире.
Велосипедистов в Уфе с каждым годом все больше. Об этом говорит все от социологических исследований до продаж велосипедов в магазинах. Но протяженность велодорог, как и их качество в Уфе не растет уже несколько лет. И напротив, даже разметка велопешеходных дорог уже стерлась и восстанавливать ее никто не спешит.
За 7 лет велосипедизации в Уфе так и не создали надежный механизм систематического (!) строительства и поддержания велоинфраструктуры. Проект Большого Уфимского Велокольца — сети широких и отдельных велосипедных дорог, на проектирование которого Республика потратила 30 млн. рублей, четвертый год лежит «под сукном». Все готово — осталось взять и сделать.
Дети, которые родились в год создания первых велодорог уже пошли в школу, а у этой инфраструктуры все еще нет хозяина.
Вот вы знаете имя человека, кто в Уфе сейчас отвечает за велодороги? Вот и я не знаю.
Сколько же еще должно произойти трагедий, чтобы велодорогами в Уфе занялись всерьез?
Фото из блога Ольги Дрозденко