Когда Хабиров вернулся в регион в качестве исполняющего обязанностей главы Башкортостана в 2018 году, первое от чего он немного офигел, это от состояния общественного транспорта, которое и правда отличалось от столичного, к которому он привык.
Так, Хабиров потребовал разобраться с ситуацией с общественным транспортом в регионе:
«Что у нас нет правоохранительных структур? Почему такая история? Москва — 20-миллионный город. Вы не представляете, что было в Москве. Там вы сейчас ни одного нелегального не найдете. И, кстати, во многих столицах. Казань давайте возьмем. Там тоже этого нет. Здесь что происходит? У вас что здесь, Техас, что ли, какой-то? Власть есть вообще, нет?» — сказал Хабиров.
Так с плеча махнув шашкой, Радий Фаритович «запустил в Уфе транспортную реформу», правда и у него самого и исполнителей о самой реформе, как выяснилось, очень расплывчатое понимание и как итог, «реформа» вылилась в борьбу с нелегалами, потом, после показательного разгрома одного из городских перевозчиков, который конечно не был белым и пушистым, но показательная расправа над ним больше была похожа на передел рынка, чем реальное наведение порядка.
Тем не менее, после не продолжительных танцев с бубнами у костра и показательных расправ с еще несколькими уже более мелкими перевозчиками, команда Хабирова громко заявила о практический полной победе над нелегалами. Наблюдая за этим «крестовым походом» я если честно, так и не понял, что таки вкладывают эти чиновники в понятие — нелегальный и кого в итоге они победили.
Если исходить из логики требования нормативной базы, нелегальный перевозчик, это перевозчик, работающий на регулярном маршруте без полного пакета документов, как-то к примеру: лицензия, свидетельство, маршрутная карта. Но у нас без тех же свидетельств к примеру весь электротранспорт работает, хотя если лицензия им не требуется, то наличие свидетельств по 220-ФЗ обязательно. Или «это другое»? Тогда наверное-таки стоит составить список, кого можно считать и без документов легальным, а кого и с документами можно считать нелегальным, чтобы понять, что у нас «это другое», а что «это то самое».
После, не побоюсь этого слова, «оглушительной» победы над нелегалами, было, как говориться — «два путя», один начать реально заниматься транспортной реформой, сформировать пакет соответствующих документов, разработать концепцию, дорожную карту и постепенно двигаться в сторону цивилизации, второй — найти нового врага, с которым можно бесконечно бороться и в итоге его победить под аплодисменты причастных и сочувствующих.
Первый путь был очень сложным, даже просто для понимания чиновников, поэтому пошли по второму, тем более, что Хабиров подсказал направление, где этого врага искать — ПАЗики, оказывается это они собаки плешивые стоят между жителями города и светлым будущим! Была поставлена задача в 2020 году их изничтожить. При этом формулировка была такая, что недолжно быть автобусов Павловского завода!
Ой, так хотел бы напомнить нашим реформаторам, что автобусы Вектор Некст, которые так нравится им закупать, это есть не что иное, как ПАЗик, к примеру ВЕКТОР NEXT 7.1 это — ПАЗ 320406-04. Или опять «это другое»? Не слишком ли много у нас этого другого и иных допущений которые часто возникают, когда появляется задача натянуть сову на глобус?
Естественно в 2020 году никакие ПАЗики, никто убрать с улиц не смог, тем более, что их и заменить то нечем и судя по всему это понимают даже местные чиновники. Я вот тоже без восторгов к ним отношусь, но, прежде чем что-то убирать, нужно понимать, что эти хоть и убогие что в старом формате, что в новых кузовах автобусы, сегодня составляют подавляющую часть городского общественного транспорта. И после «победы» еще и над ними, народу реально не на чем будет ездить.
Как итог, в декабре Хабиров высказал, региональному министру транспорта Марзаеву Алану Викторовичу , своё «фи» по этому поводу:
Радий Хабиров на оперативном совещании в правительстве поднял вопрос об использовании пазиков в общественном транспорте Уфы. Министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Алан Марзаев затруднился назвать сроки исчезновения этого вида автобусов с дорог, на что глава региона поручил решить проблему уже в 2021 году.
«Я дал поручение — пазиков в следующем году в Уфе нет. Вы, наверное, забыли», — отметил глава республики.
К Алану Викторовичу можно применить много эпитетов, но вот дураком его точно назвать нельзя. Поняв, что неприятности к заднице подкрались уже на толщину трусов, он скоропостижно покинул этот пост. Конечно ПАЗики в этом не играли решающей роли, они просто были той капелькой, которая могла переполнить стакан терпения Хабирова, который будучи весьма эмоциональным товарищем, мог насыпать семечек и человеку, которого до этого называл своим другом и несмотря на то, что организации муниципального общественного транспорта министр вообще имеет самое малое отношение.
Оставшимся реформатором осталось только гадать, кого из них принесут в жертву, если до конца 2021 года ПАЗики не исчезнут с городских улиц. Выбор собственно был не особо большим и лучше всего для этой роли подходил Петров, исполняющий обязанности начальника отдела транспорта и связи при городской мэрии, тем более что собственно это полностью его зона ответственности и лично мне было очень интересно, как он из этой ситуации сможет вывернуться.
Я предполагал разные варианты, но они меня снова смогли удивить:
Более бессмысленной по своей сути бумаги я в жизни не видел. Первое упоминание указа об утверждение бренбука оформления общественного транспорта Башкортостана. Ссылка на сам брендбук.
И что? Ну да, есть приказ, утверждающий этот брендбук, есть сам бредбук, при этом утвержденный на тот момент республиканским Госкомтрансом, на каком основании, кроме доброй воли, на сегодняшний день его должны наносить на свои автобусы перевозчики осуществляющие перевозки по муниципальным маршрутам? Какое вообще отношения к ним имею приказы региональных органов власти, в то время как они работают по договорам с городом и имеющие обязательства исключительно перед ним? Или как всегда это «воля короля»? Вам не кажется, что между этим приказом и обязанностью перевозчиков вы пропустили несколько нормативных актов?
Дальше «Предлагаю», ну ок, перевозчики услышали, но отказались принимать предложение, до выдачи свидетельств, дальше что? Им на этом основании могут не выдать свидетельства, точнее не продлить их действие? Хм, но в их договорах, которые были с ними заключены еще в 2013 году, когда по сути и проходили последние реальные конкурсы, нет таких требований. Каких-либо «допов» к тем договорам не подписывалось.
А теперь самое вкусное, «кроме автобусов марки ПАЗ» и дальше мне просто интересна логика исходя из всего описанного выше. То есть Хабиров, если ПАЗики не разрисовать, то он их просто не увидит и посчитает, что его поручение выполнено?
Не ну вот реально, есть у кого ни будь, какие-либо вменяемые предположения?
Собственно, для чего я потратил время и разложил коротенько всю историю, ну просто для понимания, как криво все это работает в республике. Развитие событий предугадать очень сложно. Скорее всего, как это принято в республике и в городе, наворотят непонятно чего и потом уйдут опять в длительные судебные тяжбы, которые в итоге проиграют, но протянут время и главное попытаются спасти свои задницы перед предновогодней раздачей праздничных подарков от главы, поручение которого таким способов выполнить очень и очень сложно.